On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
Дмитрий Николаев




Пост N: 2312
Откуда: Россия , Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.17 06:13. Заголовок: Историческая мозаика


Многим из нас попадаются разные любопытные находки, занятные истории. порой они не годятся для полноценной публикации, но в то же время хочется рассказать. Предлагаю новую тему для таких вот коротких рассказок. Для начала расскажу о загадке двух подпоручиков Бергов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Ответов - 13 [только новые]


Дмитрий Николаев




Пост N: 2313
Откуда: Россия , Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.17 06:22. Заголовок: Подпоручики Берги (О..


Загадка подпоручика Берга
(Об ошибках в общем списке РИА 1909 года)

Был в Порт-Артуре такой прапорщик запаса инженерных войск Оскар Фабианович Берг – достойный офицер зрелых лет, вполне заслуженно получивший за оборону крепости 5 орденов, включая ордена Св. Георгия 4 ст., Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом. Есть его послужной список 1915 года, из которого следует, что 9.07.1907 он за боевые отличия был произведен в подпоручики и назначен в 1-й Уссурийский железнодорожный батальон (РГВИА. Ф. 409. п/с 19-598). И служит он в батальоне до 9.08.1910, затем переведется в 1-й Сибирский железнодорожный батальон, в 1911 в чине штабс-капитана выйдет в запас, затем в Первую мировую снова в саперных и железнодорожных войсках. Дослужится до подполковника, умрет в Вашингтоне в 1933 году, в некрологе будет указан полковником.

Но речь сейчас о периоде его службы в 1-м Уссурийском железнодорожном батальоне в 1907-1910 годах. Рассмотрим список батальона на 1.01.1909.



Третьим с конца в нем значится Владимир Евгеньевич Берг, но нет никакого Оскара Фабиановича.
Много лет я считал, что это возможно, если Оскар принял православие и сменил имя. Непонятно, правда, почему он тогда в 1915 опять становится Оскаром. Но в целом ситуация укладывалась в рамки допустимых версий, и меня не особо напрягала.
Тут на днях мне понадобилось дело с перепиской по личному составу 1-го Уссурийского железнодорожного батальона за 1906-1907 гг. – я искал информацию об исключении из списков совсем другого офицера, пропавшего без вести в русско-японскую войну и исключенного в 1906 г.

И среди разного рода бумаг обнаруживаю запись такого содержания: в январе 1907 подпоручик Владимир Берг был послан в казначейство для получения более 13 тыс. рублей. Возвращаясь обратно верхом, подпоручик Берг подвергся нападению неизвестных, был ранен в руку, упал с лошади, ушибся. Деньги похищены, подпоручику Владимиру Бергу оказана помощь, о происшествии заявлено в сыскные органы…

Эге, думаю… А почему же в послужном Оскара Фабиановича за 1915 г. (если он же и есть Владимир Евгеньевич) не показано ранение в руку при исполнении задания по службе, и как же он мог ездить верхом, если еще в Порт-Артуре получил сильный ушиб позвоночника и кровоподтек на всю нижнюю заднюю часть туловища? Что-то тут не то…

Беру список по старшинству 1-го Уссурийского железнодорожного батальона на 1907 год и обнаруживаю – в батальоне два разных Берга – есть и порт-артурец Оскар Фабианович и молодой, 1885 г.р. Владимир Евгеньевич.

Почему же в списке 1909 года Владимир указан, а Оскар нет?
А вот почему:
Высочайший приказ от 2.11.1908



Статья Свода военных постановлений



Статья Уложения о наказаниях (редакция статьи чуть более поздняя, чем само происшествие, но суть понятна)



Вот, значит, как – не совладал с соблазном подпоручик Владимир Берг, инсценировал на себя нападение, а денежки (13 тысяч – сумма огромная) захотел прикарманить. Однако попался…

В ноябре 1908 года лишен чина.
Но Главный штаб к 1.01.1909 готовит Общий список армии. А тут вот такой Высочайший приказ. Кто-то из клерков Главного штаба сплоховал, вычеркнул из списков безвинного Оскара Берга, а разжалованного Владимира оставил.

А я-то думал, что Оскар свое лютеранство на православие менял…



Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Кiевскій гусаръ
Administration




Пост N: 2549
Откуда: Украина , Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.17 07:29. Заголовок: Да уж, ну и история!..


Да уж, ну и история!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Чернышов Алексей Витальевич


Пост N: 891
Откуда: Россия , Екатеринодар (Краснодар)
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.17 08:38. Заголовок: Увы, но обе истории ..


Увы, но обе истории (преступление и бардак в делопроизводстве) - не редкость.
Кстати, в Памятной книжке Приморской области на 1908 год (издана в 1907 г.) Оскар Берг в 1-м Уссурийском ЖДБн отсутствует, хотя переведен был в него еще 09.07.1907, а Владимир Берг - есть. Впрочем, в подобных изданиях, как мне кажется, часто использовали устаревшие сведения.
Мы ведь и сами люди, и иногда ошибаемся - ВП с сообщением о разжаловании В. Берга был от 02.11.1908, а не 08.11.1908, как указал Дмитрий .
P. S. Сейчас просматриваю оцифрованную ялуторовскую "картотеку Бюро" (http://gwar.mil.ru/cartoteka/search/) - получаю массу полезной и веселой информации; во-первых, узнал о существовании в РИА в годы ПМВ "Польского улетного дивизиона" и "Моржовой сотни" (кто не верит - посмотрите сами!), во-вторых, я теперь знаю, что сокращение "поручик арм[ейской] п[ехоты]" надо расшифровывать как "поручик армянского полка", а про варианты написания фамилий чуть сложнее и длиннее чем "Иванов" - уже просто не говорю (забавно, но ошибки встречаются не только в армянских и грузинских, но даже и в польских с украинскими). Бардак был у российских писарей, а наши современные IT-шники его еще удвоили. Но все равно спасибо любимым вождям - хоть через 100 лет, хоть в "замочную скважину" дали посмотреть на подлинные документы...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Дмитрий Николаев




Пост N: 2314
Откуда: Россия , Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.17 10:13. Заголовок: Я часто говорю, что ..


Я часто говорю, что наша задача - исправить чужие ошибки и наляпать своих. Действительно, с датой приказа ошибся - нужно 2.11.1908.

А что касается "моржовой сотни" - так она так в карточке и есть. Наверное, маршевая имеется в виду?
История создания электронной базы по Ялуторовской картотеке такова, что при набивке операторам запрещалось домысливать - раз написана моржовая сотня, так тому и быть.

Дело не только в набивке с карточек. Именно писари 100 лет назад писали так, что хоть стой, хоть падай.
Наберите в картотеке фамилию "Бартий"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Чернышов Алексей Витальевич


Пост N: 892
Откуда: Россия , Екатеринодар (Краснодар)
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.17 11:24. Заголовок: Ну так и я о том же ..


Ну так и я о том же самом!
Кстати, что-то меня этот самый Володя Берг заинтриговал - нашел только, что он в 1906 г. Павловское ВУ окончил. А как могла сложиться его дальнейшая жизнь?
Мне как-то попался один капитан, уволенный за взятку - так его в годы ПМВ призвали с тем же чином, и он воевал, и его не обошли потом ни чинами, ни орденами.
А как в подобной ситуации? Ведь должны были в войну призвать этого самого Берга хоть солдатом (если выжил за 2,5 года)?

P. S. Бедный Бартий! О Бог мой, как же на самом деле звали папу этого несчастного Лафентия Сутаитского?!!
Как вариант: Бартий Лаврентий ...вич - Кутаисская губерния, Сенакский уезд, Абедатская волость, с. Абедати (Бартий Лафентий Пахуилович - Сутаитская губ., Солокский уезд, Бордатская вол., н. п. Барде).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Дмитрий Николаев




Пост N: 2315
Откуда: Россия , Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.17 12:09. Заголовок: Государь был действи..


Государь был действительно Всемилостивым. Мне известно довольно много случаев помилования, некоторые просто удивительные:

В 1902 году в Порт-Артуре генерал Стессель, отличавшийся грубоватым юмором и начальственной хамоватостью обидел перед строем нового, только назначенного в полк подпоручика Килевича. Килевич затаил обиду и, находясь в подпитии, решил отомстить. И вечером на станции, когда группа начальников ожидала приезда поезда Наместника на перроне, вдруг выскочил из темноты и с криками - вот, мол, тебе за обиду, стрельнул из револьвера. Но Килевич страшно близорук, и спутал Стесселя с командиром саперной роты Ждановым. Пуля попала Жданову в шею, но ранение было легким, поверхностным.
Ну Килевича под суд, погоны долой и на Сахалин на 20-летнюю каторгу. Вскоре война с Японией. Килевич пишет прошение с каторги на Высочайшее имя, дескать, Родина в опасности, а я тут на каторге. Прошу меня солдатом в любую часть... И что же? Разрешают, направляют в 285-й Мценский полк. Там Килевич зарабатывает два ЗОВО и вскоре все ему прощается, он восстанавливается в офицерском чине. Служил до 1908 года, аттестации имел от командиров такие, что запойный пьяница. В итоге выпроводили его со службы в отставку.

Второй пример: Был в Артуре бравый офицер Модест Викторович Демьянов. Бился честно, Владимир 4 мб заслужил. Но после войны приложился к денежной кассе роты, присвоил жалование нижних чинов. В итоге - под суд, Суд довольно строго присудил, но Государь повелел просто исключить из службы без лишения чинов. Потом даже разрешил выплачивать пенсию без штрафов. В ПМВ вернулся в службу. Его отличие по ордену св. Георгия весьма впечатляет.

ДЕМЬЯНОВ Модест Викторович - полковник 5-го стрелкового полка. "За то, что, будучи в чине Капитана, в бою 25-го Августа 1915 года у д.
Бычковце, командуя ротой, находясь под сильным ружейным, пулеметным и артиллерийским огнем, бросился во главе своей роты на сильно
укрепленную позицию противника и быстрым натиском овладел таковой, захватив 2 пулемета и до 200 нижних чинов пленных. Продолжая
преследовать противника, ворвался в занятую им дер. Бычковце, стремительно атаковал противника и выбил его из деревни, взяв в плен 5
офицеров, 150 нижних чинов и канцелярию 78-го пехотного австрийского полка. Затем, в бою 3-го Сентября 1915 года, у р. Стрыпы, командуя батальоном, стремительно атаковал под сильным артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем высоту 380, сбил противника и удержал высоту до конца боя, несмотря на сильный огонь и контратаки противника. При этом было захвачено 2 пулемета, 4 офицера и 360 нижних чинов в плен. Этой атакой Полковник ДЕМЬЯНОВ обеспечил фланг 6-го Стрелкового полка и содействовал успеху войск 11-го корпуса". (Выс.пр. от 05.11.1916).

А вот с Володей Бергом пока не знаю, что стало

Берг Владимир Евгеньевич. Род. 27.03.1885, лютеранин, сын статского советника Архангельской губ. Окончил Николаевский кадетский корпус и Павловское ВУ по 1 разряду.
Подпоручик (24.03.1906, ст. 22.04.1905), младший офицер 2-й роты.
Холост.
Под судом с 15.05.1907, содержится в крепостной Владивостокской гуаптвахже с 4.06.1907.

РГВИА. Ф. 408. Оп. 1. Д. 16378. Л. 198 об.-199




Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Бирюк Сергей


Пост N: 1287
Откуда: Россия , ПСКОВ
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.17 13:03. Заголовок: ДН пишет: 285-й Мце..


ДН пишет:

 цитата:
285-й Мценский полк

Знакомый полк. ДН пишет:

 цитата:
Там Килевич зарабатывает два ЗОВО

когда это он успел?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Дмитрий Николаев




Пост N: 2316
Откуда: Россия , Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.17 13:25. Заголовок: 14.12.1902 ПО КОНФиР..


На октябрь 1902 - из списка Порт-Артурского крепостного пехотного полка


14.12.1902
ПО КОНФИРМАЦИИ командующим войсками Кванпунской области приговора временною военного суда в г. Порт-Артуре: состоящий в запасе армейской пехоты. и на учете по Квантунской области пдпрч. Килевич—за преступление, совершенное им в бытность на службе в Порт-Артурском крепостном пехотном полку и предусмотренное лит. Б 2 ч. 98 ст. XXII С. В. П. 1869 г. изд. 3, лишается чина, всех прав состояния, исключается из военной службы и ссылается в каторжные работы на двадцать летъ, с эаконными последствиями сего рода наказания

5806 КИЛЕВИЧ Михаил —285 пех. Мценский полк, 1 рота, рядовой. За мужество и храбрость, оказанные им в боях против японцев в период 8-25 февраля 1905 г. В 1913 г. Капитул Орденов выдал за деньги дубликат этого знака в связи с утерей оригинала. [IV-126790]

126790 КИЛЕВИЧ Михаил — 285 пех. Мценский полк, 1 рота, рядовой. Отличие не установлено. В 1913 г. Капитул Орденов выдал дубликат этого знака в связи с утерей оригинала. [III - 5806]

8.07.1905 ПО ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНИЮ: 285-го пех. Мценского полка рядовой Килевич и 35-го Восточно-Сибирского стр. полка стрелок Поздеевъ восстановлены в утраченных ими по суду правах и в чине: первый — подпоручика, со старш. с 27 июня 1905 г., а второй—поручика., со старш. с 19 июня того же года.

14.02.1908 Увольняется от службы по домашним обстоятельствам 11-го ВССП подпоручик Килевич.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Чернышов Алексей Витальевич


Пост N: 893
Откуда: Россия , Екатеринодар (Краснодар)
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.17 19:53. Заголовок: Ура! Все-таки нашлис..


Ура! Все-таки нашлись документальные сведения о Лещенко Петре Константиновиче (ну вы поняли о ком я) - по данным ялуторовской картотеки к августу 1917 г. (ко времени ранения) он служил в штурмовом батальоне 14-й пехотной дивизии. Это подтверждает воспоминания Лещенко, правда, он не упоминал о своей службе в штурмбатальоне дивизии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Дмитрий Николаев




Пост N: 2317
Откуда: Россия , Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.17 09:41. Заголовок: Практически наверняк..


Практически наверняка - это он. А штурмовой батальон 14-й дивизии... Возможно, это временное формирование?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Чернышов Алексей Витальевич


Пост N: 895
Откуда: Россия , Екатеринодар (Краснодар)
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.17 10:20. Заголовок: Да, формально времен..


Да, формально временное (офицеры продолжали числиться в своих полках), такое же как дивизионные тыловые учреждения в пехоте, партизанские отряды и стрелковые дивизионы/полки в кавалерии, т. е. все то, что формировалось в военное время.
В своей биографии Лещенко указывал как последнее место службы именно 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии - так что карточка из ялуторовской картотеки 100% его.
Поясню свою радость: после очередного "шедевра" отечественного кинопрома с Хабенским захотелось уточнить кое-какие моменты биографии П. Лещенко; оказалось, что это не так просто - многочисленные художественно-биографические очерки о нем пестрят неточностями и явными ошибками. Засим, было интересно найти любое документальное подтверждение его участия в ПМВ и ГВ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Пахалюк Константин




Пост N: 174
Откуда: Россия , Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.17 12:46. Заголовок: click hereПредлагаю ..


click hereПредлагаю вниманию обитателей форума лонг-рид, который составлен из моих статей на тему памяти о ПМВ в России, которые выходили за последний год. http://gefter.ru/archive/22877 Сюда не включил статью про Осовец и некоторые мероприятия в Калининградской области. Буду благодарен за замечания, т.к. тему продолжаю разрабатывать. И ниже отдельные моменты, которые связаны с советским документальным кинематографом по ПМВ (сейчас плотно работаю по этой теме)

Если в европейских государствах процессы коммеморации были сопряжены с отданием дани памяти погибшим, то в Советском Союзе обращение к теме прошедшей войны на официальном уровне подчинялось пропагандистско-идеологическим мотивам. Обращение к теме войны на страницах официальных газет оказалось призвано внести очередной вклад в представление о миролюбии СССР и враждебном окружении [25]. Наиболее наглядными были кампании, организуемые к 1 августа — «международному антивоенному дню». Так, в 1924 году в специальных методических указаниях предполагалось провести агит-суд над виновниками войны. Само мероприятие, судя по описанию, напоминало театрализованное действие, в ходе которого альтернативные официальной трактовке события должны были быть подвергнуты уничтожающей критике [26]. Кроме того, 27 июля — 4 августа была проведена «Неделя борьбы против войн». Характерным был центральный лозунг на «стихийных» митингах, организованных 2 августа, — «Спасение мира от новых войн в диктатуре пролетариата». Ответственность за войну и ее ужасы возлагалась на капиталистические правительства, в то время как захват власти пролетариатом утверждался как способ предотвращения войн. Любопытно, что даже тяжелое экономическое положение в стране приписывалось тем разрушениям, которые несла в себе Первая мировая [27].

В 1924 и 1929 годах, соответственно в 10-ю и 15-ю годовщины начала Первой мировой, проводились в различных городах страны антивоенные демонстрации. Так, в 1929 году в Москве все ограничилось парадом комсомольцев и физкультурников, который завершился в Центральном парке культуры и отдыха торжественным пленумом Московского ЦК ВКП(б). В то время как в Ленинграде была организована инсценировка «Война — войне», где после непродолжительного боя условные войска Красной армии одержали победу, разбив «воинствующие силы империализма» (как утверждали журналисты Совкиножурнала), а именно фашистов. Играющие их актеры были наряжены в белые одежды с огромными черными свастиками на спине.
***
В годы Великой Отечественной пропаганда нуждалась в героических примерах из прошлого. Некоторые заимствовались и из эпохи Первой мировой. Уже 24 июня 1941 года в эфир вышел очередной выпуск «Совкиножурнала»: если первый сюжет был посвящен готовности советского народа бороться против агрессора, то следующий за ним обращался к прошлому, а именно рассказывал о «летчике-патриоте» П.Н. Нестерове. В качестве иллюстративного материала использовались более ранние съемки, посвященные открытию тематической выставки на его родине в Нижнем Новгороде и общению дочери героя с пионерами. Завершалось все выстраиванием преемственности от автора первой мертвой петли и первого тарана к современным советским летчикам.
****
Использовались и другие сюжеты. Например, в 1941 году политуправление Ленинградского фронта выпустило брошюру об обороне крепости Осовец. В 1944 году один из новостных сюжетов был посвящен находящейся в Польше крепости Осовец. В ролике на одну минуту журналисты не упустили возможность провести параллели с доблестью императорской армии: «Славной страницей отмечен Осовец в истории русской армии. В 1915 году маленький гарнизон крепости выдержал 7-месячную осаду. 400 тыс. снарядов выпустила тогда германская артиллерия по осовецким фортам». Однако отсылка не только являлась плодом дискурсивной игры, но и обрела конкретную телесность: «К памятным бастионам пришли солдаты-ветераны, воевавшие здесь 30 лет назад: Тихон Григорьевич Вожник, Иван Петрович Спирин, Евдоким Федорович Андреев [у него виден орден Отечественной войны]. Они кавалеры георгиевских крестов. Это прирожденные воины, которые по первому зову Родины готовы с оружием в руках против врага. Вместе с молодыми они снова завоевали себе славу героев Осовца» [36]. Нам не удалось найти документальных подтверждений того, что Вожник или Спирин были георгиевскими кавалерами и участниками обороны Осовца, однако даже если авторы сюжета и приврали, само желание соврать именно в данном случае предстает показательным и интересным
***
Проведение параллелей между событиями мировых войн стало относительно распространенной дискурсивной практикой, направленной на обоснование преемственности воинских традиций. Нельзя сказать, что подобные сравнения поощрялись, однако они не были запрещены и в целом полагались приемлемыми, когда речь заходила о героизме простого солдата. Например, для мемуаров о Первой мировой, изданных после 1945 года, свойственна попытка примирить две ценности: патриотизм («образца царского времени») и революцию. Теперь доблестная служба в императорской армии сама по себе не имела оттенка контрреволюционности, от которого надо откреститься. Патриотические чувства 1914–1916 годов во многом реабилитировались. В качестве примера можно привести фильм-интервью «Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский» (Центрнаучфильм, 1970), в котором генерал Афанасий Белобородов, рассказывая об одном из эпизодов битвы под Москвой, упомянул: «На этом участке дрался 31-й гвардейский стрелковый полк, которым командовал командир полка…» Рокоссовский его перебил: «Да, я помню, вы говорили о нем. Это такой один из боевых…» Белобородов весьма воодушевился: «Да-да. Командир полка полковник Николай Гаврилович Докучаев. Это боец старой царской армии, в гвардии служил и в Первую мировую воевал в гвардейских частях. И потом стал командиром полка. Там был солдатом, а здесь командиром полка советской гвардии был»

Спасибо: 0 
ПрофильЦитатаОтветить
Жиглаев




Пост N: 702
Откуда: Россия , Пушкин (Царское Село)
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.18 19:37. Заголовок: Восстановил ссылки н..


Восстановил ссылки на журнал Разведчик
http://book-olds.ru/BookLibrary/00508-Razvedchik-zhurnal.html

Спасибо: 2 
ПрофильЦитатаОтветить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 185
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет